Язык и культура в коммуникативном пространстве Псковщины
Фольклористика


Комплекс фольклорных традиций Псковского края отличается историко-культурным, жанровым и художественным своеобразием. Явления псковского фольклора не только самозначимы, они представляют собой действенную составляющую содержательного пласта местной культурной традиции и одновременно с этим отражают специфику развития отечественной фольклористики.
Административные границы и границы этнофольклорных явлений не совпадают. Тем более что границы Псковской области (а некогда Псковской губернии, Псковского наместничества, Псковского княжества) изменялись, как менялось и количество районов. Сегодня в состав Псковской области входят 24 района: Бежаницкий, Великолуцкий, Гдовский, Дедовический, Дновский, Красногородский, Куньинский, Локнянский, Невельский, Новоржевский, Новосокольнический, Опочецкий, Островский, Палкинский, Печорский, Плюсский, Порховский, Псковский, Пустошкинский, Пушкиногорский, Пыталовский, Себежский, Стругокрасненский, Усвятский. В дореволюционное время в разные годы в состав Псковской губернии входили Витебская губерния (ныне Республика Белоруссия), Торопецкий уезд (ныне Торопецкий район Тверской области), Холмский уезд (сейчас входящий в состав Новгородской области).
Первые записи фольклора на территории Псковской губернии (Торопецкий уезд) обнаружены в «Псковском рукописном сборнике XVIII века» , а также в «Исторических, географических и политических известиях, до города Торопца и его округа касающихся» священника Петра Иродионова (1778 г.). Некоторые подробности торопецкого свадебного обряда сообщил М.Д. Чулков в «Абевеге русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч.» (1783 г.)
Первым собирателем псковского фольклора был А.С. Пушкин. Он записал сказки, песни (50 текстов), в основном свадебные, снабдив их указаниями, к каким моментам обряда они относятся, несколько лирических необрядовых песен, исторические песни о Степане Разине, Аракчееве, баллады о Ваньке-Ключнике и князе Волконском, о сестре и разбойниках.
Песни, записанные рукою Пушкина, вошли в знаменитый сборник П.В. Киреевского , там же частично помещено и собрание Ф. Базилевского «Крестьянские обычаи Торопецкого уезда, церемонии, песни и поговорки, соблюдаемые на свадьбах». В 1838 году материалы о торопецких субботках (святочных собраниях девушек по вечерам от Рождества до Крещения) были описаны И. Снегиревым.
Начиная с 30-х годов XIX века работу по собиранию произведений устного народного творчества вели псковские краеведы: Иван Петрович Бутырский, Михаил Фёдорович Арбузов, Иоанн Загорский, Григорий Князев, Михаил Тихомиров, Гавриил Васильевич Белавин, Александр Сергеевич Князев, Иван Иванович Василёв, Василий Демидович Смиречанский, Николай Казимирович Богушевский, Александр Петрович Анисимов, Павел Михайлович Силин, Михаил Иванович Семевский, Владимир Иванович Ладинский, Константин Григорьевич Евлентьев, Иван Константинович Копаневич, Николай Петрович Быстров, Константин Алексеевич Иеропольский и др.
Благодаря краеведам псковские фольклорно-этнографические материалы достойно представлены в архиве Русского географического общества. Многие фольклорные краеведческие исследования тех лет сохранились на страницах псковских периодических изданий «Псковских губернских ведомостей» и «Псковских епархиальных ведомостей». В них зачастую публиковались материалы, собранные теми, кто откликнулся на призыв Императорского Русского географического общества и, в частности, Песенной комиссии РГО, разославших программы по сбору фольклорно-этнографических материалов в губерниях. Некоторые псковские фольклорные материалы нашли своё отражение в столичных периодических изданиях («Северная пчела», «Отечественные записки», «Литературная газета»). Статья Михаила Ивановича Семевского, опубликованная в «Отечественных записках», стала первым литературным портретом русского сказочника. Псковские материалы вошли в ставшие классикой фольклористики знаменитые сборники В.И. Даля, Д.Н. Садовникова, П.В. Шейна и других.
Живое бытование фольклора показано в письмах из Псковской губернии П.И. Якушкина, где представлены записи преданий, легенд.
На рубеже XIX-XX вв. работа по собиранию фольклора в Псковском крае все более приобретает направленный характер. Особенно это становится заметным после создания при Губернском статистическом комитете особой Археологической комиссии (1872 г.), а затем Псковского археологического общества (1880 г.). Тогда фольклор включается в программы направлений исследования родного края (в комплексе с историческими, статистическими, археологическими и иными описаниями различных объектов губернии). Обзоры и статьи по фольклору, а также тексты псковских произведений народного творчества публикуются в «Трудах Псковского археологического общества» (1902-1916 гг.).
Особо интенсивной собирательская работа на Псковщине стала после создания в 1922 году на базе Псковского археологического общества Псковского общества краеведения. Им было выпущено четыре сборника «Познай свой край» (1924-1929 гг.).
На местах в 20-е годы XX века были созданы уездные общества, кружки и ячейки, занимавшиеся изучением разных сторон жизни своей местности, в том числе и фольклора.
В эти годы заметный след в истории собирания фольклора в Псковском крае оставил учитель Иван Дмитриевич Фридрих. Псковский фольклор в это время собирали и другие педагоги (к примеру, член общества краеведения Константин Алексеевич Иеропольский). Учитель З.П. Савельев с. Подолешье Гдовского района собрал носителей аутентичного фольклора, знатоков местного свадебного обряда в коллективе «Гдовская старина», написал сценарий, в основу которого легла старинная гдовская свадьба. В 30-е годы XX века выступления самодеятельного театрального коллектива имели большой успех не только на Псковщине, но и в Ленинграде и Москве.
Начиная с 1941 г. и в течение более полувека собирательскую деятельность на территории Псковского края в основном интенсивно вели ученые-фольклористы (сотрудники ИРЛИ РАН, Санкт-Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры РФ). Местные же знатоки и ценители «живой старины» во многом способствовали приезжим собирателям.
Собственная собирательско-экспедиционная работа на Псковщине зародилась в недрах факультета русского языка и литературы Псковского государственного педагогического института им. С.М. Кирова (сейчас Псковский государственный университет). В 1977 г. состоялась экспедиция фольклорного кружка в Усвятский район, положившая начало формирования рукописного фонда фольклорного архива. С 1978 года экспедиции стали проводится в рамках фольклорной практики под руководством преподавателей кафедры литературы Псковского государственного педагогического института Галины Ивановны Площук, Валентины Ильиничны Охотниковой, Галины Владимировны Адамсон. В разное время фольклорной практикой руководили Любовь Алексеевна Казакова (Юрчук), Нина Викторовна Цветкова, Светлана Леонидовна Константинова, Юлия Владимировна Дмитриева, Наталья Александровна Пителина, Надежда Федоровна Лищенко.
По настоящее время ведется изучение 24 районов современной Псковской области. Результаты полевых исследований хранятся в фольклорном фонде (рукописном архиве и фонотеке) научно-образовательной лаборатории региональных филологических исследований ПсковГУ.

Г.И. Площук, Н.Ф. Лищенко